В России расширяется участие работодателей в подготовке заказа на специалистов необходимых им квалификаций и профилей, а также непосредственно в деятельности университетов и колледжей и оценке качества образования и подготовки их выпускников.
Этому активно способствует и мотивирует позиция руководства РФ, нашедшее отражение в майских Указах и ряде законов и подзаконных актов, вводящих разные виды независимой оценки качества образования. Так, например, представители профессиональных сообществ начали разрабатывать проф.стандарты, проводить на их основе профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, независимую оценку квалификации выпускников. Сформированные на результатах таких оценок образовательная среда, программы, процессы, компетенции — важнейшее из направлений взаимодействия образования и бизнеса.
Потому, на сегодня в соответствии с законодательством РФ в области образования, занятости и труда, задачами экономики выстраивается система, направляющая вектор оценки качества профессионального образования в общественный сектор.
Так, ст. 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет профессионально–общественной аккредитацию образовательных программ (ПОА ОП) инструментом признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, рынка труда. При этом п.8. статьи устанавливает, что сведения об имеющихся у образовательной организации ПОА рассматриваются при проведении государственной аккредитации и подлежат представлению к заявлению на государственную аккредитацию в соответствии с п.8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности. Подробнее о процедуре и преимуществах профессиональной общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре и ее взаимосвязи с государственной аккредитации можно прочитать здесь .
В развитие мотивационного фактора наличие профессионально общественной аккредитации образовательных программ влияет на получение контрольных цифр приема, бюджетных ассигнований (Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.04.2015 No 340).
ФГОС 3++ определяют ответственность за обеспечение качества подготовки обучающихся за обр.организацией, а внешнее признание программ – процедурами ПОА, результат которых также следует продемонстрировать при государственной аккредитации.
Значительнее о нормативно-правовом обеспечении процедуры процедуры общественной аккредитации можно узнать здесь.
Больше о проблематике складывающейся в РФ системе ПОА образовательных программ можно прочитать здесь .
Обоснования правомочности работ Русского Регистра по ПОА ОП
Для независимой и компетентной работы в соответствии с законодательными требованиями РФ Русский Регистр:
- входит в Реестр организаций, осуществляющих аккредитацию образовательных программ АИС «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки РФ (ст.96 ФЗ-273);
- имеет Аккредитацию федеральной службы Аккредитации (Росаккредитация ) . Имеет широкую область аккредитации и обеспечивает признание на национальном уровне;
- имеет полномочия на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ от региональных структур Российского союза промышленников и предпринимателей , сотрудничает с рядом общероссийских отраслевых объединений работодателей, Советами по профессиональным квалификациям;
- владеет Лицензией ФСБ на работу со сведениями, составляющими гос. тайну;
- действует как международно-признанное Агентство по оценке качества профессионального образования, являясь полноправным членом или имеющим аффилированный статус Международных Сетей Агентств по качеству образования (INQAAHE, APQN, ENQA ) – всемирных ассоциаций, занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.
Преимуществом проведения процедур ПОА ОП в Русском Регистре является возможность образовательной организации в рамках единой аккредитационной экспертизы провести ПОА ОП разных УГН(С) в разных объединениях работодателей и с разной стоимостью работ благодаря имеющемуся широкому спектру признаний и полномочий.
При этом в соответствии с принципами и этикой, принимая во внимание отраслевую целесообразность и подходы к проведению ПОА ОП Ассоциация проводит данные работы по тем направлениям подготовки/специальностям, чья отраслевая специфика характерна деятельности выбранного объединения работодателей (см. выше). В этой связи, а также принимая во внимание репутационные риски Ассоциации, некоторые реализуемые образовательными организациями направления подготовки, в т.ч. определяющие его отраслевую направленность, порекомендует обратиться в другие аккредитующие организации.
Содержание оценки качества образовательных программ при процедурах ПОА
Ввиду широкого , а также значительного опыта проведения оценочных процедур, при проведении работ по ПОА ОП в различных объединений работодателей, выполняет требования и руководствуется нормативными документами, установленными этими партерами, или при его признании ими и получении соответствующих полномочий собственными подходами к оценке образовательных программ, содержание которых доступно здесь . Эти подходы отличает мультистандартный комплексный взгляд на образовательную программу, основанный и на требованиях Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, и на стандартах ESG Европейской сети по качеству образования ENQA, и на идеологии всеобщего управления на основе качества (TQM) — постоянного улучшения, системного и процессного подхода к менеджменту ОП, а также лучшими национальными и зарубежными практиками в области независимых оценок качества образования:
Процедуры профессиональной общественной аккредитации образовательных программ
Ввиду вышеописанного широкого спектра полномочий и признаний Русского Регистра по ПОА ОП , а также значительного опыта проведения оценочных процедур, при проведении работ по ПОА ОП в различных объединений работодателей, Русский Регистр выполняет требования и руководствуется нормативными документами, установленными этими партерами, или при его признании ими и получении соответствующих полномочий — собственными подходами к процедурам оценки образовательных программ, содержание которых доступно здесь .
Общий алгоритм действий типичен для общепринятых качественных процедур профессиональной оценки аккредитации образовательных программ, отличается от других высокой организацией и регламентацией процедур и обязательным очным визитом в образовательную организацию.
Срок работ всегда прописан в виде календарного плана в договоре с образовательной организацией и занимает, как правило, в среднем 3-4 месяца от заключения договора до получения Свидетельства. Срок зависит прежде всего от способности образовательной организации обеспечить собственную процедуру самообследования ОП как наиболее трудоемкую. В практике имеются работы, завершенные как за 1 месяц, так и растянувшиеся на год.
Принципы формирования группы экспертов ПОА ОП
С учетом роли и степени влияния факторов риска, связанных с компетентностью, осведомленностью и подготовкой персонала, для обеспечения управляемости персонала, участвующего в т.ч. в процессе ПОА ОП, создана система подготовки и сертификации соответствующего персонала .
С целью обеспечения необходимой компетентности персонала, оказывающего влияние на качество услуг в области независимых оценок образовательных организаций, в Русском Регистре разработан, документирован и поддерживается в рабочем состоянии процесс обеспечения компетентности экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе. Процесс состоит из трех основных этапов:
- Подбор профессиональных работников и определение потребностей в подготовке экспертов.
- Обеспечение компетентности потенциальных экспертов.
- Сертификация и оценка экспертов, включающий:
- рассмотрение заявления, результатов теоретического обучения, отзывов о прохождении стажировки на заседании Аттестационной комиссии Русского Регистра, оформление сертификата компетентности при положительном решении;
- включение эксперта в реестр сертифицированных экспертов;
- периодическую проверку практики работы эксперта;
- поддержание сертификации и повышение квалификации.
При проведении ПОА ОП эксперты дополнительно должны обладать необходимой компетентностью в области оцениваемых образовательных программ. Таким образом, при сертификации эксперта коды компетентности присваиваются в соответствии с кодами УГСН (укрупненных групп специальностей/ направлений подготовки), в рамках которых эксперт имеет опыт проектирования/реализации образовательных программ и/или соответствующей сферы деятельности, а также их оценки. Кандидаты в эксперты Русского Регистра заявляют о своей компетентности по кодам компетентности самостоятельно, представив в РР информацию по установленной форме. Окончательное решение о присвоении кодов компетентности принимается и утверждается на Аттестационной комиссии.
Для проведения ПОА ОП формируются группы экспертов, состоящие, как минимум, из 2 человек: эксперта от академического сообщества и эксперта от профессионального сообщества.
При процедурах ПОА ОП экспертами от академического сообщества являются (в разрезе каждой УГСН заявляемой области аккредитации):
— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC (код – Образование, 37) и коде УГСН,
— представители образовательных организаций профессионального образования, прошедшие специальное повышение квалификации в Русском Регистре для участия в оценочных процедурах.
Экспертами от профессионального сообщества (работодателей) являются:
— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC в различных областях деятельности, коррелированных с УГСН в соответствии с заявкой образовательной организации на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;
— представители организаций — партнеров Русского Регистра, сфера деятельности которых коррелирована с УГСН, содержащей заявляемые на профессионально-общественную аккредитацию образовательные программы.
Статья 96 . Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.
2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.
3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов , требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.
7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет".
8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
Ассоциация практических психологов и коучей (АППК) в целях повышения качества образования и подготовки специалистов в области практической психологии и коучинга проводит общественную аккредитацию программ вузов, колледжей, обучающих и развивающих центров, курсов повышения квалификации и других образовательных учреждений.
Независимая профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций проводится ведущими экспертами, лидерами рынка профессионального образования совместно с партнерами АППК:
· Психологический институт Российской академии образования
· МГУТУ им. К.Г.Разумовского
· РЭУ им. Г.В. Плеханова
Оценка качества образования определяется на основании экспертиз результатов обучения по заявленной образовательной программе.
Оценка гарантий качества образования дополняет оценку качества образования, характеризуя способность образовательного учреждения в течение срока аккредитации поддерживать и повышать качество образования, предоставляемого в рамках программы, которая удостоверяется в ходе аккредитации.
В результате экспертной оценки по показателям устанавливаются значения, которые определяются степенью уверенности экспертов в том, что образовательная программа способна в течение срока аккредитации поддерживать и повышать качество и гарантии качества образования.
АППК руководствуется мировыми стандартами и обеспечивает прошедшим профессионально-общественную аккредитацию:
· преимущественную конкурентоспособность на рынке образовательных услуг,
· преимущество при участии в конкурсах и тендерах,
· повышение конкурентного образовательного потенциала,
·дополнительные возможности для привлеченных внебюджетных средств.
АППК проводит общественную аккредитацию, опираясь на критерии, выработанные признанными профессионалами, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной психологической науки и практики.
Психологический институт РАО (ПИ РАО) как партнер АППК сотрудничает в вопросах проведения экспертизы обучающих программ по психологии.
Для проведения общественной аккредитации образовательных программ Ассоциация сформировала Экспертную комиссию и Аккредитационный совет .
Основными задачами общественной аккредитации являются:
·оценка качества образовательной и научной деятельности в образовательных организациях,
·информирование граждан и работодателей о качестве подготовки специалистов в образовательных организациях,
·повышение ответственности субъектов образовательной деятельности,
·повышение качества образовательных услуг,
·обеспечение открытого конкурентного взаимодействия участников рынка образовательных услуг,
·создание информационной базы для определения рейтинга образовательных организаций.
Особенности профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:
1.Добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять, как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ.
2.Многосубъектность проведения оценки. В состав Аккредитационного совета и Экспертной комиссии по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели.
3.Ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.
Преимущества профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:
Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право:
1.Размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе, о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам.
2.Использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество.
3.Предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.
Работодатели получают возможность:
1. Формировать компетентностную модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса.
2.Экономить средства на подготовку и переподготовку кадров.
3.Способствовать ликвидации дефицита кадров.
4.Формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациями.
Процедура проведения:
Процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ проводится в течение 3-4 недель и включает:
1.Подача на прохождение процедуры общественно-профессиональной аккредитации и заключение .
2.Формирование отчета по самообследованию профессиональной образовательной программы.
3.Независимая оценка качества образования Экспертной комиссией.
4.Представление результатов независимой оценки качества образования — экспертных отчетов по каждой образовательной программе — в Аккредитационный совет.
5.Принятие аккредитационного решения членами Аккредитационного совета.
6.Выдача образовательному учреждению свидетельств об аккредитации в случае принятия членами Аккредитационного совета положительных решений об аккредитации.
АППК при проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ придерживается Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Аккредитация учебных заведений проводится на основании статьи 96 Федерального закона ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, от 29 декабря 2012 г.
Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
1.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.
2.Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.
3.Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
4.Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов , требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
5.На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
6.Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.
7.Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет".
8.Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
10.Формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из новых направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Её правовые основы определены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 96 данного закона впервые регулируются вопросы проведения профессионально-общественной аккредитации.
Согласно новым законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретном учебном заведении. Профессионально-общественную аккредитацию могут проводить работодатели и объединения работодателей соответствующих специфике образовательной программы отраслей. При проведении такой аккредитации оценивается качество образования, а именно профессиональные качества выпускников учебного заведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ профессионально-общ ественной аккредитации образовательных программ:
1. Независимая оценка и подтверждение качества образовательных программ со стороны профессиональных объединений и сообществ.
2. Повышение качества образования и качества подготовки выпускников, компетенции которых соответствуют требованиям рынка труда.
3. Укрепление конкурентоспособности аккредитованных программ.
ОСОБЕННОСТИ профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:
1. Добровольность участия. Образовательная организация вправе самостоятельно определять, как целесообразность прохождения профессионально-общественной аккредитации, так и перечень заявляемых на аккредитацию программ.
2. Многосубъектность проведения оценки. В состав Аккредитационного совета и Экспертной комиссии по профессионально-общественной аккредитации включаются представители работодателей, научных кругов, общественные деятели.
3. Ориентированность на образовательные программы. Профессионально-общественная аккредитация направлена, в первую очередь, на оценку профессиональным сообществом качества отдельных программ.
ПРЕИМУЩЕСТВА профессионально-общественной аккредитации образовательных программ:
Образовательная организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, получит право:
1. Размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте, на информационных стендах при объявлении информации о реализуемых образовательных программах, в том числе, о приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам.
2. Использовать результаты профессионально-общественной аккредитации как конкурентное преимущество.
3. Предъявлять результаты профессионально-общественной аккредитации в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.
Работодатели получают возможность:
1. Формировать компетентностную модель выпускника образовательного учреждения в соответствии с потребностями бизнеса.
2. Экономить средства на подготовку и переподготовку кадров.
3. Способствовать ликвидации дефицита кадров.
4. Формировать заказ на подготовку специалистов, обладающими необходимыми бизнесу квалификациями.
ПРОЦЕДУРА:
Процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ проводится в течение 3-4 недель и включает:
1. Подача Заявки на прохождение процедуры общественно-профессиональной аккредитации и заключениеДоговора .
2. Формирование отчета по самообследованию профессиональной образовательной программы.
3. Независимая оценка качества образования Экспертной комиссией.
4. Представление результатов независимой оценки качества образования - экспертных отчетов по каждой образовательной программе - в Аккредитационный совет.
5. Принятие аккредитационного решения членами Аккредитационного совета.
6. Выдача образовательному учреждению свидетельств об аккредитации в случае принятия членами Аккредитационного совета положительных решений об аккредитации.
АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
АККРЕДИТАЦИОННЫЙ СОВЕТ
ДОКУМЕНТЫ: